+7 (495) 642 38 25
Обратная связь

Новости

18.04.19

Вопросы распределения пенсии в процедуре банкротства физического лица

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Таким образом, финансовый управляющий самостоятельно осуществляет деятельность, связанную с распоряжением конкурсной массой, в том числе его пенсией, входящей в состав имущества должника.

По сведениям представленным на сайте Пенсионного фонда РФ за последние три года увеличилось количество обращений от финансовых управляющих по выплате пенсий. Данные обращения в основном связаны с переводом пенсий должников на специально созданные расчетные счета открытые в рамках банкротства, а также запросе сведений о размере пенсии полагающейся должнику.

В настоящей статье на основании сложившейся судебной практики мы составили порядок действий финансового управляющего для определения судьбы пенсии должника в деле о банкротстве.

IMG_6867.JPG

Пенсионный фонд имеет право предоставить финансовым управляющим информацию об организации, через которую пенсионер-должник получает пенсию, а также реквизиты банковского счета, на который зачисляется пенсия, и размер всех полагающихся пенсионеру выплат.

Как свидетельствует практика, в переводе пенсии на счет управляющего Пенсионный фонд всегда отвечает отказом, так как согласно позиции Пенсионного фонда смена доставочной организации с целью выплаты пенсии, либо смена реквизитов счета возможна только по личному заявлению гражданина.

При этом Пенсионный фонд ссылается на пенсионное законодательство согласно которому правила выплаты пенсии могут устанавливаться только в самих пенсионных законах. Если же нормы о пенсионном обеспечении содержатся в иных законодательных актах, то они не должны противоречить положениям специальных пенсионных законов. В случае наличия конкурирующих норм (в специальном пенсионном законе и в ином законодательном акте, который не имеет своей целью регулирование пенсионных правоотношений) приоритет остается за пенсионным законодательством. Такой подход обуславливается, в том числе, международно-признанным и конституционным характером права на пенсионное обеспечение. Порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии, определен Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Согласно нормам Закона № 400-ФЗ доставка пенсии может осуществляться: через кредитные организации; организациями почтовой связи; иными организациями, которые занимаются доставкой пенсий. Выбор организации, которая доставляет пенсию, делается исключительно самим пенсионером путем подачи заявления. Для органов ПФР главное при определении доставщика пенсии – это волеизъявление правомочного лица.

Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличном от указанного в заявлении пенсионера, или на счет самого финансового управляющего пенсионное законодательство не содержит.

Зачисление пенсии на банковский счет, открытый на имя финансового управляющего, а не пенсионера, признанного банкротом, законодательством о несостоятельности также не предусматривается. Учитывая изложенное, выплата и доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.

В тоже время существует практика согласно которой суды удовлетворяют заявления финансовых управляющих о перечислении пенсии на счет открытый в процедуре банкротства (Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска дело № 2-5001/2016 03 ноября 2016 года; Определение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2016 по делу N А46-15658/2015; Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 8 мая 2017 года по делу № А45-17616/2016 )

25 декабря 2018 года вышло новое Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 48 от 25 декабря 2018 года “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”, которое дает более подробное разъяснение в части полномочий финансового управляющего о распоряжения финансовыми средствами гражданина – банкрота.

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ № 48 от 25.12.2018 г. финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует. При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий.

В том числе, по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, суд может дополнительно исключить из конкурсной массы имущество гражданина общей стоимостью не более 10 000 рублей (пункт 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

В исключительных случаях, в целях обеспечения самого должника и лиц, находящихся на его иждивении, средствами, необходимыми для нормального существования, суд по мотивированному ходатайству гражданина вправе дополнительно исключить из конкурсной массы имущество в большем размере.

При этом должен соблюдаться баланс интересов должника, лиц, находящихся на его иждивении, с одной стороны, и кредиторов, имеющих право на получение удовлетворения за счет конкурсной массы, с другой стороны.

Новое постановление Пленума ВС РФ №48 вышло относительно недавно, поэтому практика его применения в настоящий момент не сложилась. Однако, учитывая практику рассмотрения споров касаемо пенсии должника, действовавшую до принятия Пленума ВС РФ №48, порядок действий финансового управляющего может быть следующим.

В первую очередь, исходя из сведений предоставленных ПФР о размере пенсии должника, необходимо определить  размер минимального прожиточного уровня должника в зависимости от места его регистрации. В случае если должник получает пенсию не более минимального размера прожиточного уровня финансовый управляющий имеет возможность обратиться в суд с ходатайством об исключении пенсии из конкурсной массы. Практика в данном случае положительная, что подтверждается определением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2018 по Делу № А40-248327/17-175-357, определением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2019 г по Делу № А40-157277/16-78-48, определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2019 года по делу № А07-26804/18.

В случае, если пенсия должника превышает размер прожиточного минимума, финансовый управляющий должен направить должнику требование с указанием о необходимости подачи заявления в ПФР о перечислении его пенсии на единственный расчетный счет используемый финансовым упр. в рамках процедуры банкротства. Если должник уклоняется от исполнения требования финансовый управляющий может обратиться в суд с ходатайством об обязании должника исполнить его требование, в том числе с ходатайством об обязании Пенсионного фонда перечислять пенсию на счет открытый в рамках банкротного дела в связи с уклонением должника от сотрудничества с финансовым управляющим.

Также необходимо упомянуть об особенностях выплаты пенсии гражданину-банкроту, который находиться в местах лишения свободы.

Согласно Постановления ПФ РФ N 15 п, Минтруда РФ N 18 от 16.02.2004  «Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ пенсионеру, осужденному к лишению свободы, выплата пенсии производится по месту нахождения исправительного учреждения.

Территориальный орган Пенсионного фонда перечисляет пенсию на специальный счет исправительного учреждения, а доставка пенсии лицу, осужденному к лишению свободы, производится исправительным учреждением путем перечисления на лицевой счет осужденного с соблюдением условий ст.107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию. Согласно с ч. 4 ст.99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату или пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены.

При этом п. 3 ст.107 УИК РФ установлено, что на лицевой счет осужденных бухгалтерией исправительного учреждения независимо от удержаний, зачисляется не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. При этом на лицевой счет  осужденных мужчин старше 60 лет бухгалтерией исправительного учреждения независимо от удержаний, зачисляется не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Прецедентный случай исключения из конкурсной массы пенсии гражданина, отбывающего наказание в месте лишения свободы,  и увеличения размера исключаемого дохода в силу высоких расходов на лекарственные средства был рассмотрен в деле о банкротстве № А40-157277/16. Позиция суда в указанном деле соответствует положениям Пленума ВС РФ №48, при этом суд исходил из того, что ст. 446 ГПК РФ выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав, предоставляя, таким образом, должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 N 10-П).

Учитывая права финансового управляющего в части распоряжения финансовыми средствами гражданина – банкрота, предоставленные ему в рамках Закона о банкротстве, можно сделать вывод, что порядок выплаты и доставки пенсий, закрепленный в пенсионном законодательстве не мешает финансовому управляющему выполнять свои обязанности, в отношении гражданина – должника.

Принципиальным отличием порядка определения размера пенсии, подлежащего оставлению за должником, установленного Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации № 48 от 25 декабря 2018 года, по сравнению с предыдущей практикой рассмотрения споров в отношении пенсионных начислений является возможность решить этот вопрос без обращения в суд.


Материал подготовлен редакцией Vargi.ru

Закрыть
Яндекс.Метрика