+7 (495) 642 38 25
Обратная связь

Новости

29.06.15

Как и кому достается имущество разорившихся банков

Когда у кредитного учреждения отзывают лицензию, после него остается немало имущества - от офисных зданий до стульев. Решением задачи эффективного распределения «наследства» банка занимаются конкурсные управляющие. Расскажем, кто и как получает имущество разорившегося банка.

После аннулирования лицензии у кредитной структуры к работе приступает временная администрация, которую назначает ЦБ. Состоит она преимущественно из сотрудников регулятора, но, помимо этого, в нее могут входить и представители АСВ. Временная администрация инвентаризирует имущество и обеспечивает его сохранность. Затем происходит назначение АСВ конкурсным управляющим, и Агентство производит итоговую инвентаризацию и, в случае необходимости, оценку, а потом - продажу имущества разорившегося кредитного учреждения. При этом имущество продолжает оставаться собственностью банка на протяжении всего срока ликвидации финансовой организации.

В период ликвидации, недвижимость стараются сдать в аренду, это делается для сокращения расходов на содержание имущества. «Как выбирается организация-арендатор? На сайте АСВ в подразделе «Продажа имущества» любое заинтересованное юридическое лицо может подать заявку. Организация, которая предложит лучшие условия, получает недвижимость в аренду», - рассказала пресс-служба АСВ. При передаче «недвижки» в аренду заключается трехсторонний контракт между АСВ, ликвидируемым банком и фирмой, желающей арендовать имущество.

«В другом банке мне довелось заниматься вопросами покупки и аренды имущества у кредитных учреждений с отозванной лицензией, - говорит Александр Киценко, возглавляющий административно-хозяйственный отдел Кредпромбанка. - Вначале мы подавали заявки в АСВ по интересующему нас оборудованию и другому имуществу. Заявку рассматривали и предлагали нам различные варианты. Затем, готовилась соответствующая документация на передачу этого имущества в собственность или аренду. Мы арендовали кассовое оборудование и несколько банкоматов Славянского Банка».

Выгода такой аренды состоит в том, что стоимость ее обычно ниже рыночной. В качестве яркого примера можно привести передачу Альфа-Банку в феврале 2014-го банкоматов «умершего» Мастер-Банка. В Альфа-Банке отмечают, что благодаря этим банкоматам удалось значительно увеличить сеть обслуживания, обеспечив клиентам дополнительную доступность к услугам банка. А цена аренды оказалась ниже, чем в среднем по рынку.

Если кредитное учреждение арендовало помещения, а у него отобрали лицензию, то конкурсный управляющий, исходя из закона, вправе расторгнуть договор. В этом случае все проблемы по поиску другого арендатора ложатся на владельца недвижимости. Пресс-служба банка «Мосводоканал» рассказала, что в октябре 2013 года к ним обратился один из клиентов, индивидуальный предприниматель, владеющий готовым банковским помещением с оборудованием, и предложил его в аренду. «Это помещение принадлежало раньше банку «Пушкино». Мы оценили месторасположение розничного банковского отделения и вынесли на правление вопрос об организации розничного офиса. Исходя из бизнес-плана, получилось, что отделение должно выйти на самоокупаемость за 18 месяцев. Банковское правление одобрило план открытия этого офиса. Стоимость аренды этого готового офиса для банка была на 4% ниже рыночной стоимости аренды», - говорят в банке «Мосводоканал».

Если говорить о непосредственной продаже «недвижки», она осуществляется через торги на электронной торговой площадке. Актуальная информация о реализации имущества какого-либо «почившего» банка вывешивается на сайте АСВ. Участвовать в электронных торгах имеют возможность и граждане, и юридические лица. К примеру, физическим лицам надо подать заявку, где указываются: ФИО, данные паспорта, ИНН, адрес проживания. Торги проводятся в 10 периодов, и с каждым из них цена постепенно уменьшается.

К примеру, банкомат PersonaS70 Трансинвестбанка стоил в первом периоде 86000 рублей, а в последнем – всего 8600. Лоты выставляются различные - от столов до банкоматов. Победителем признается тот, кто предложил больше всех за лот, но не меньше начальной цены реализации лота, которая действует в период приема заявок. Если одинаковую стоимость предложили несколько участников, победителем среди них становится участник, ранее остальных представивший заявку.

По словам господина Киценко, после окончания периода действия арендного договора, кредитное учреждение пыталось выкупить данное имущество в процессе торгов по приемлемой стоимости. «Но по итогам торгов с отдельным имуществом приходилось, к сожалению, расставаться. Это все-таки торги», - говорит он.

Впрочем, не все лоты в ходе торгов находят своих хозяев. Когда цена снижается настолько, что реализация имущества не сможет окупить его содержания, такое имущество списывается и ликвидируется. Документы по списанию согласовываются с банковскими кредиторами. Также не всегда получается быстро сбыть офисные помещения, если они не располагаются в проходном месте или у метро. «Отсутствие ажиотажа объясняется тем, что многим потенциальным покупателям неудобно то, что помещения оборудованы именно под банковские офисы», - рассказывает один конкурсный управляющий на условиях анонимности.

Процедура покупки имущества у ликвидированных организаций удобна не всем. «Наше кредитное учреждение никогда не брало в аренду и не приобретало имущество банков с аннулированной лицензией, потому что у этой процедуры есть определенные сложности», - рассказывает Дмитрий Шевченко, являющийся заместителем председателя правления в Ланта-Банке. По его словам, обычно легче просто приобрести, например, бывший в употреблении банкомат, нежели получать его на торгах АСВ.

«Во-первых, чтобы участвовать в торгах, нужно зарегистрироваться на площадке, внести задаток, представить определенную документацию. Во-вторых, банкирам не хватает информации о товарах, выставленных на торги, поскольку их наименование в перечне часто ничего не говорит об их качестве и состоянии. Теоретически, потенциальному покупателю можно получить доступ к имуществу до торгов, но это надо отдельно оговаривать с АСВ, что связано с определенными организационными сложностями, - поясняет господин Шевченко. - В большинстве случаев покупателями становятся лица, владеющие всей информацией о товаре. Обычно это бывшие партнеры банка».

Материал подготовлен редакцией Vargi.org


Закрыть
Яндекс.Метрика